Полезная информация об автомобильных аккумуляторах

Со свинцовыми аккумуляторами мы сталкиваемся почти каждый день. В автомобилях, строительной и специальной технике, разных транспортах, генераторных установках используются свинцовые стартерные батареи. Что же указывается на их корпусе?

Маркировка автомобильных аккумуляторов

Отечественная продукция маркируется согласно ГОСТ 959-91. Это же касается продукции, выпускаемой практически на всей территории бывшего СССР. Маркировка выглядит следующим образом:

6 СТ-55 А1

Цифра «6» указывает на количество соединенных в батарею отдельных элементов (т.е. количество «банок»). Обычно это 6 для батарей 12В и 3 для батарей 6В. «СТ» расшифровывается как «стартерная». Цифра после «СТ» означает номинальную емкость аккумулятора в Ач. В последней букве и цифрах зашифрованы виды сепаратора, исполнение корпуса, материал корпуса и т.д.

Помимо основной маркировки на батарее указывается еще несколько дополнительных цифр, например, резервная емкость в мин (min). Это довольно интересная величина, которая подразумевает движение автомобиля с полностью вышедшим из строя генератором. Цифра означает, сколько аккумулятор будет сохранять свою работоспособность под нагрузкой в 20А.

Также на корпусе может указывать несколько цифр пускового тока: один по стандарту EN, второй по стандарту DIN. Эти стандарты подразумевают различную продолжительность нагрузки и различные параметры, поэтому пусковой ток по EN выше примерно в 1,7 раз тока по DIN.

Иностранная маркировка батарей включает в себя или 5 цифр по DIN или 9 цифр по стандарту ETN. Первые 3 цифры обозначают номинальную емкость. И в одной, и в другой маркировке от первых трех цифр нужно отнять 500, тогда вы получите номинальную емкость. Вторая группа цифр указывает на исполнение (вентиляцию, корпус, материалы и т.д.). Последние 3 цифры маркировки по ETN означают 1/10 пускового тока (т.е. 042 означает 420А).

Маркировка, емкость и зарядка аккумулятора

Процессы зарядки и разрядки аккумуляторов не линейны, поэтому пусковой ток, резервная и номинальная емкости не имеют прямой связи между собой. Зарядку аккумуляторов рекомендуется производить током, равным 0,1С (это 1/10 емкости номинальной емкости аккумулятора). Т.е. максимальный ток для зарядки аккумулятора емкостью 55Ач должен составлять не более 5,5А.

Существует ряд так называемых профессиональных зарядных устройств с микропроцессорным управлением. На российском рынке среди таковых наиболее широко представлена шведская марка СТЕК. Это зарядное устройство для автомобильного аккумулятора имеет многоэтапный алгоритм зарядки, подходящий для батарей любой конфигурации и емкости. За счет того, что устройство постоянно контролирует состояние батареи, оно адаптируется под конкретную емкость и состояние аккумулятора.

Зарядное устройство CTEK MXS 25 профессиональное зарядное устройством для 12 В батарей 

  • Быстрая зарядку аккумуляторных батарей в автомобиле, автофургоне, на катере или в автомастерской. 
  • Обеспечит электроэнергией даже без АКБ. 
  • Работает в режиме сохранения памяти (сохраняет установочные параметры и кодировку в бортовом компьютере, противоугонной системе, магнитоле и т.п.) 
  • Быстрое восстановление и поддержание АКБ в рабочее состояние после глубокой разрядки. 
  • Определяет состояние вашей АКБ.

Советы при покупке

Аккумулятор должен быть заряжен, срок изготовления как можно свежее. Приобретать батарею лучше в авторитетном и отапливаемом магазине.


Перейти к списку